У участников рынка ОСАГО есть претензии ко всем видам экспертиз — отсутствие беспристрастности, низкий уровень квалификации специалистов, которые не в состоянии выполнить квалифицированный осмотр поврежденного транспортного средства и как результат экспертное заключение, вызывающее сомнение, а не разрешение страхового случая.
Статистика причин обращения к финансовому уполномоченному и следующим этапом в суд являются и связано с недостоверными сведения в экспертных заключениях, которые перечислены ниже.
Нарушение в определении номеров деталей по каталогу (при производстве экспертизы). Это приводит к разнице с реальной стоимостью расчетов до 15-30%.
Применение неверных показателей износа, в том числе по позициям, к которым в соответствии с законом не применяется износ. Такого рода ошибки влияют на расчет в пределах 10-40%.
Использование нормативов работ, которые отличаются от установленных заводами-изготовителями. Использование неверного модуля программы.
Определение ремонтных работ по некачественным изначально предоставленным материалам. Эксперт не запрашивает материалы в хорошем качестве, а делает вывод по ксерокопиям актов осмотра и черно-белым фотоматериалам. Как правило, такие выводы приводят к неверным заключениям о ремонтных воздействиях и, следовательно, к разнице расчетов в 20-25%.
В совокупности все перечисленные нарушения вызваны несоблюдением требований Положения Банка России от 4 марта 2021 года № 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".
Достаточно частое явление отсутствующее представление специалистов о целях проведения экспертизы, которое установлено в требованиях Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" п.1, ст.12.1 В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза. Без выполнения исследований по установлению обстоятельств причинения вреда транспортному средству в расчет итоговой суммы выплаты могут попасть повреждения не имеющие отношения в рамках рассматриваемого ДТП. Не достаточные знания в области технологии, методов восстановительного ремонта транспортного средства, экспертом не могут быть определен необходимый и достаточный набор (комплекс) работ по восстановительному ремонту транспортного средства с учетом использования технологий учитывающий фактор экономической эффективности.
Осуществлять независимую техническую экспертизу могут специалисты, прошедшие профессиональную аттестацию и включенные в государственный реестр экспертов-техников размещенный на интернет сайте Министерства юстиции РФ. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией при Минтрансе РФ, которая принимает решение о аттестации специалистов кандидатов в эксперты-техники, но также уполномочена аннулировать аттестацию уже действующих экспертов в случае нарушения ими установленных правил экспертной деятельности. Полномочия комиссии и причины аннулирования аттестации установлены п.21 Приказ Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. N 277 "Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования"
Согласно приказу Минтранса России от 30.06.2020 № 228 «Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии, осуществляющей профессиональную аттестацию экспертов-техников и ее аннулирование» Межведомственная аттестационная комиссия, осуществляющая профессиональную аттестацию экспертов-техников и ее аннулирование (далее по тексту – МАК), осуществляет рассмотрение жалоб на решения МАК о не прохождении профессиональной аттестации экспертов-техников и на деятельность экспертов-техников. Согласно пункту 9 Требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования, утвержденных приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277, организационно-техническое обеспечение работы МАК осуществляется Агентством автомобильного транспорта (ФБУ «Росавтотранс», адрес: 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24).
В рамках действующего законодательства на эксперта техника можно подать жалобу в МАК.
Если эксперт-техник сделал недостоверное заключение и, если при первой проверке будут выявлены нарушения, такой эксперт получит предупреждение.
Если и при второй проверке, на основании обращения с жалобой, будут выявлены несоответствия или нарушения эксперта исключат из реестра Минюста РФ. Соответственно такой специалист, не сможет делать экспертизы по ОСАГО, а его экспертное заключение приобретет статус ничтожного документа.
В 90% случаях, жалобы пишут страховые компании на экспертов. Но возможно повлиять на ситуацию и подать жалобу от частных лиц или юридических лиц на экспертов, которые работают в организациях, сотрудничающих с страховщиками и выполняют недостоверные экспертные заключения, с нарушениями требований ст.12.1 40-ФЗ.
Специалисты нашей организации помогут вам в подготовке рецензирования экспертного заключения, с последующей подачей жалобы на эксперта в МАК по нарушениям п.21 Приказа Министерства транспорта РФ от 22 сентября 2016 г. N 277 по выявленным нарушениям правил проведения независимой технической экспертизы (433-П ЦБ РФ), утверждаемым Банком России, при несоблюдении требований Положения Банка России от 4 марта 2021 года № 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".