СК заключение эксперта

Судебная экспертиза от СК...

Проведение исследуемой судебной экспертизы согласно тексту Постановления о назначении судебной экспертизы было поручено NNNу, состоящему в должности старшего эксперта отдела судебно-экономических исследований управления организации экспертно-криминалистической деятельности Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета РФ. Давайте разберемся относительно статуса вышеуказанного судебного эксперта. Статья 195 УПК РФ определяет круг лиц, которым может быть поручено производство судебной экспертизы. Согласно п. 2 ст. 195 УПК РФ: 2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам": К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Норма ст. 195 УПК РФ в системном единстве с п. 60 ст. 5, ст. 199 УПК РФ и вышеприведенными положениями нормативных документов предполагает возможность назначения судебной экспертизы: - в государственное судебно-экспертное учреждение; - в негосударственное судебно-экспертное учреждение; - вне экспертного учреждения, т.е. поручение ее отдельным физическим лицам, не работающим в экспертном учреждении. Оформление Постановления о назначении судебной экспертизы, а также порядок оформления рецензируемого заключения эксперта, говорит о том, что в исследуемом случае следователь поручает проведение судебной экспертизы третьей категории субъектов судебной экспертизы: физическому лицу, не работающему в экспертном учреждении, т.е. вне экспертного учреждения. Об этом свидетельствует то, что следователь не указывает экспертное учреждение в Постановлении о назначении экспертизы, самостоятельно отбирает подписку о предупреждении об уголовной ответственности у эксперта, а эксперт издает заключение от своего имени, а не «под шапкой» экспертного учреждения. Однако, к указанной легитимной категории субъектов судебной экспертизы NNN не относится, т. к. состоит в должности старшего эксперта отдела судебно-экономических исследований управления организации экспертно-криминалистической деятельности Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) Следственного комитета РФ, т.е. является работником государственного учреждения, проводящего в том числе судебные экспертизы. Таким образом, будучи штатным экспертом государственного учреждения, осуществляющего проведение судебных экспертиз, NNN не может быть приравнен к числу физических лиц, не работающих в экспертном учреждении, которым может быть поручена судебная экспертиза. Следовательно, назначение судебной экспертизы указанному лицу осуществлено вне правовых рамок законодательства, регулирующего порядок назначения судебной экспертизы. Рассмотрим, можно ли отнести место службы назначенного судебного эксперта к числу других вышеназванных субъектов судебной экспертизы: государственное судебно-экспертное учреждение или негосударственное судебно-экспертное учреждение. Согласно ст.11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ от 31.05.2011 г.: Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения. А согласно ст.12 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ от 31.05.2011 г.: Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Что касается негосударственного судебно-экспертными учреждения, то согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам": Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами. Производство назначенной судебной экспертизы было фактически проведено в помещении Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ: Следственный комитет РФ (СК России) — федеральный государственный орган в Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством. Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15.01.2011 г. Является государственной военизированной организацией. Наделен правом ведения предварительного следствия и дознания. В СК РФ, как в Прокуратуре, МВД и МЧС, предусмотрена военная, правоохранительная и федеральная гражданская госслужба. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент России. В настоящее время Следственный комитет РФ не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. В связи с вышеизложенным, очевидно, что Следственный комитет Российской Федерации не является учреждением федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, образованные в структуре Следственного комитета РФ службы, наделенные правом производства экспертиз, не могут носить статус государственных судебно - экспертных учреждений. Учитывая, что согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами, то очевидно, что некоммерческой организацией Следственный комитет РФ также не является. Следовательно, Главное управление криминалистики Следственного комитета РФ также не может носить статус негосударственного судебно - экспертного учреждения. Проведение независимой судебной экспертизы по уголовному делу было поручено физическому лицу, не относящемуся ни к одной из категорий экспертов, предусмотренных законодательством, регулирующим порядок назначения судебной экспертизы, что идет в разрез с рекомендациями Пленума Верховного суда РФ. Экспертное учреждение, на базе которого фактически была проведена исследуемая экспертиза, не является государственным экспертным учреждением, а также не относится к числу негосударственных экспертных учреждений, а, значит, не относится ни к одной из категорий учреждений, рекомендованных судебной системой РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что статус лица, которому было поручено проведение судебной экспертизы, не соответствует требованиям законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность в РФ.

Источник: Елена Андреева, эксперт по экономическим вопросам

#экономическаяэкспертиза