Безопасно водить автомобиль

Краткий обзор рынка такси   

По аналитическим исследованиям агентства РБК, развитие агрегаторов привело к кратному росту рынка такси в Москве и одновременному сокращению доходов водителей, оценили в ВШЭ (Высшей школе экономики), указав на снижение качества услуг и рост числа аварий.
Появление агрегаторов такси почти в шесть раз (с 2012 года) увеличило число москвичей, пользующихся этим видом транспорта, и одновременно почти втрое снизило доходы столичных водителей-таксистов. К такому выводу пришли авторы исследования рынка такси Высшей школы экономики. Побочным эффектом быстрого роста рынка стали снижение качества вождения и увеличение жалоб на различные происшествия во время поездки, следует из доклада.
Выводы исследования базируются на онлайн-опросе среди пассажиров (1571 респондент) и водителей такси (101 респондент) в Москве, а также интервью и анкетировании представителей трех таксопарков. При подсчетах НИУ ВШЭ учитывали также данные Росстата, столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, официальные отчеты о деятельности таксомоторных компаний и другое.
Благодаря появлению агрегаторов россияне стали чаще пользоваться услугами такси, говорится в отчете. Если в 2012 году, до массового распространения агрегаторов, москвичи в среднем заказывали такси шесть раз в месяц, а всего им пользовались 335 тыс. человек, то в 2018 году один человек заказывал такси уже десять раз в месяц, суммарно же услугой пользовались около 2 млн человек. Всего в 2019 году таксисты осуществили 324 млн поездок.
После появления агрегаторов выручка и доход достигли пикового значения в 2013 году, когда выросли на 20,2 и 23,7% по сравнению со значением 2012 года соответственно. Однако по сравнению с 2013 годом к 2019-му выручка сократилась на 32,6%, а доходы таксистов упали на 71,6%.
Снижение доходов привело к увеличению продолжительности рабочего дня таксистов, что влияет на утомляемость водителя и повышает вероятность аварии. С авариями, конфликтами с водителем, обманом и другими происшествиями после появления агрегаторов сталкивались 53% опрошенных, говорится в докладе. Качество услуги, которую предлагают в категориях эконом- и комфорт-класса, стремительно падает. В среднесрочной перспективе это, пожалуй, реальная угроза на рынке такси».
В исследовании ВШЭ отмечается, что в условиях отсутствия адекватного регулирования рынка негативные последствия его стремительного роста, в том числе увеличение количества ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, будут усиливаться. По мнению авторов, необходимо отказаться от прямого государственного регулирования деятельности таксопарков и водителей такси, законодательно урегулировать рынок агрегаторов такси и возложить на них ряд требований по контролю за водителями. Одновременно исследователи указывают, что из-за госрегулирования агрегаторов возникнут риски роста цен на перевозки, монополизации, а также замедления темпов роста рынка такси.
Службы такси заключают с водителями только договор об информационном сотрудничестве, поэтому глубокой проверкой водителей не занимаются. Агрегаторы проверяют для подключения к системе заказов только те данные, которые они обязаны проверять по действующему с 1 сентября 2011 года федеральному закону № 69 «О такси».
И это обстоятельство подтверждается данными на информационном поле агрегаторов: - «Обучение для водителей Яндекс Такси не является обязательным, но иногда оно крайне полезно. Тренинги компания организует для поддержания и совершенствования уровня предоставляемых услуг. Обучающая программа полезна не только для сдачи тестирования, но и просто помогает правильно себя вести в разных ситуациях и больше зарабатывать, выходя на линию». Как видно из сообщения агрегатора в программе подготовки водителей такси не рассматривается вопрос о безопасном управлении транспортного средства.
Новый закон о такси агрегаторы, таксопарки, объединения таксистов, представители государственной власти обсуждают уже несколько лет, однако компромисс еще не найден. Если представители агрегаторов считают, что доступ всех желающих к работе таксистам должен быть максимально простым, то перевозчики, напротив, выступают за жесткий отбор таксистов. Агрегаторы говорят, что отвечать в случае ДТП в первую очередь должны водители и страховые компании, перевозчики настаивают на ответственности самих агрегаторов.
В 2018 году ГИБДД отчиталась, что количество аварий с участием таксистов увеличилось в полтора раза. Статистика за 2019 год ещё хуже: таксисты стали попадать в ДТП на 60 процентов чаще из них 110 человек погибло. Количество раненых вообще превышает все мыслимые показатели и приравнивается почти что к боевым действиям — почти 3,6 тысячи человек. За 9 месяцев 2020 года количество аварий с участием автомобилей такси увеличилось на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года по данным столичного департамента транспорта. В течение 2020 года в ДТП с участием машин такси погибло 45 человек. Данные статистики о страховых случаях ОСАГО по такси в шесть превышают аналогичные у простых владельцев машин.
Еще немного цифр. Частота выплат по ОСАГО, когда виновником ДТП является таксист, составляет 42,9%. У обычных автолюбителей она составляет всего 5,8%.
Нужно быть честными, поэтому стоит сразу сказать, что в большинстве случаев таксисты ездят как попало. Правила дорожного движения соблюдаются лишь в том случае, когда на горизонте появляются сотрудники ДПС. Большинство таксистов, особенно тех, кто приезжает в Москву на заработки, пытаются выполнить как можно больше поездок за смену, пренебрегая обычной этикой и правилами безопасности.
Пожалуй, вряд ли найдутся водители, довольные "стилем вождения" таксистов. В крупных городах эта проблема ощущается ещё острее: влезть между рядов так, чтобы заблокировать движение, или втиснуться между двумя автомобилями, создавая аварийную дорожную обстановку — это стиль управления автомобиля такси. Разумеется, всё это делается ради получения прибыли с клиента, но часто заканчивается смертельными ДТП. Многие из таких водителей попадают в смертельные ДТП. Особенность движения по Москве состоит в том, что средняя скорость по ТТК или МКАД сильно выше обычных городских лимитов, и малейшая ошибка может стоить жизни и водителю, и пассажиру, и другим участникам движения. Руководство организационно-аналитическое управления ГИБДД РФ по безопасности движения раскрывает ужасающую статистику о ДТП с участием таксистов.
Работать водителем такси по требованиям Российского законодательства может вообще кто угодно, если он не в уголовном розыске и не состоит на учете в психоневрологическом диспансере и иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
Многочисленные соцопросы, проводимые как Госавтоинспекцией, так и общественными организациями, показывают, что большинство начинающих водителей сами признают, что при вождении испытывают стресс, дискомфорт и, увы, страх. Страх допустить ошибку, попасть в ДТП, но есть и такие, кто прибывает в эйфории, получив, наконец, вожделенные права. Снова из статистики: опрошенные утверждают, что, безусловно, первое обучение вождению дало много знаний. В теории все ясно и понятно, однако, как только оказываешься один на один с дорогой и другими членами дорожного движения, оказывается, что теория — это хорошо, а вот практики и опыта, которые придали бы водителю той самой уверенности, увы, нет. А теперь начальное обстоятельство о не достаточном опыте и практики управления автомобилем спроецируем на условия работы водителя в такси.
Статистические данные, по которым можно судить об уровне подготовки водителей в автошколах, - лишь косвенные. Наиболее яркий показатель, говорящий об уровне подготовки водителя, — это сдача экзаменов в ГИБДД с первого раза. Но сдают экзамены только 50 % выпускников автошкол. По данным Госавтоинспекции, в прошлом году доля выпускников автошкол, сдавших теорию с первого раза, снизилась на 1,5 процента. Экзамен на площадке - на 1,2 процента. В городе - на 3 процента. Это, как считают в ГИБДД, связано с недостаточным уровнем подготовки кандидатов в водители и контролем за деятельностью автошкол.
К сожалению, в Российской Федерации нет обязательных требований о подготовке водителей к управлению в такси. И соответственно нет и программы подготовки водителей для управления Такси.
А, как обстоят дела со службой такси в передовых странах Евросоюза.
Франция. Для того, чтобы быть таксистом, необходимо иметь водительское удостоверение категории B со стажем управления транспортного средства течение не менее 3 лет. Иметь право на получение свидетельства о «гражданском предупреждении и оказании помощи уровня 1» (PSC1) и получить сертификат профессионального водителя такси (CCPCT), выданный префектурой.
Чтобы быть водителем такси, кандидат не должен быть объектом судебного разбирательства обвинительного приговора по списку административных, гражданских и уголовных дел для каждого с установленным сроком давности:
окончательное осуждение за правонарушение, наказуемое лишением водительских прав на 6 баллов: например, вождение в нетрезвом виде или после употребления наркотиков, превышение скорости более 50 км / ч, и нанесение умышленных телесных повреждений;
окончательная судимость за управление транспортным средством без водительских прав, соответствующих его категории, или несмотря на аннулирование, признание лицензии недействительной, запрет на ее получение или за отказ вернуть его после аннулирования или признания недействительной;
окончательное осуждение французским или иностранным судом к уголовному или исправительному приговору на срок не менее 6 месяцев тюремного заключения за кражу, мошенничество, злоупотребление доверием, умышленное посягательство на неприкосновенность личности, сексуальное насилие или нарушение законодательства о наркотиках;
окончательное изъятие профессиональной карты водителя такси в течение 10 лет до подачи заявки на регистрацию на экзамен;
исключение за мошенничество из проверки свидетельства о профессиональной компетентности в течение 5 лет до подачи заявки на регистрацию для сдачи экзамена.
Для получения карты профессионального водителя такси необходимо сдать экзамен на получение сертификата профессиональной компетентности.
Экзамены для оценки условий подготовки к работе таксистом организуются торгово-промышленными палатами.
Экзамен включает в себя несколько тестов по различным предметам: регулирование общественного транспорта, безопасность дорожного движения, управление, местные правила, экзамен по вождению, французскому и английскому языкам.
Экзамен состоит из 2 этапов:
тест на допустимость (такси и VTC): Регулирование общественного транспорта для частных лиц (T3P), менеджмент, безопасность дорожного движения, французский, английский;
и (специфично для деятельности такси): знание территории и местных правил, национальных правил для деятельности такси и управления, специфичного для этой деятельности;
вступительный тест: включает этап вождения в обращении продолжительностью не менее двадцати минут, подготовку и завершение маршрута, безопасность и комфорт вождения и соблюдение правил дорожного движения, плату за качество обслуживания и отношения с клиентами, а также способность предоставить туристическую информацию, финансовый расчет и использование спецтехники.
Германия. Чтобы получить лицензию на пассажирские перевозки, потенциальному таксисту должно быть не менее 21 года. Кроме того, ему необходимо иметь водительские права сроком не менее двух лет и не числиться в списке бюллетеня нарушителей правил дорожного движения. Еще нужно предоставить медицинское свидетельство, подтверждающее прежде всего нормы психического состояния, зрения и слуха, а также справку об отсутствии судимости.
Для сдачи экзамена на курсах водителей такси кандидату, во-первых, предстоит выучить так называемый каталог клиента, в который входят городские вокзалы, аэропорты, больницы, достопримечательности, рестораны и так далее. Всего надо запомнить приблизительно 11 000 различных мест. К тому же проверяется знание топонимики населенного пункта – расположение и названия площадей, улиц, районов и т. п.
Вторая часть экзамена – это целевые поездки. Будущему таксисту предлагают добраться из одного пункта в другой по самому кратчайшему пути. В целом таких маршрутов экзаменуемый должен знать наизусть около пятисот.
Помимо вышеперечисленного, от начинающего таксиста требуется еще и хорошее знание немецкого языка, которое не только способствует коммуникации с пассажирами, но и является важным для правильной установки навигационного прибора. Затем кандидат принимает решение о месте сдачи экзамена в DEKRA или TÜV, где получит сертификат на безопасную перевозку пассажиров. К водительскому удостоверению такси применяются следующие положения: водительское удостоверение выдается сроком на пять лет и возможностью продлевать его на пять лет при соблюдении соответствующих требований. Для водителя такси, предъявляются требования как к профессии управления транспортным средством в сфере дорожного движения. Вот почему законодательные органы Германии предъявляют особенно высокие требования. Таким образом, TÜV SÜD рассматривает кандидата на обладание следующими качествами: способность выносить большие нагрузки и преодолевать усталость, сохранять уверенность в себе; ориентацию в пространстве для решения трех задач, которые принято называть “выбор направления”, “сохранение направления”, “обнаружение цели”; достижение цели; концентрация внимания; быстрота ответной реакции. Кандидат должен иметь хорошее зрение и не иметь тяжелых хронических заболеваний.
Эксперты по безопасности из TÜV проверяют таксомоторную компанию на предмет безопасности перевозки людей. Проверяются следующие три аспекта: компания, автопарк, водитель. Это означает: преданные своему делу и хорошо обученные водители такси безопасно и без происшествий доставляют пассажиров к месту назначения. При этом они соблюдают правила безопасной поездки и избегают аварийных ситуаций. Обязанность пристегиваться ремнями безопасности и, в частности, пристегивать детей также соблюдается во время поездок. Рабочее время и время дежурства водителей надлежащим образом регламентируются и фиксируются с помощью сменного регистратора или электронного регистратора пробега. Функционирующая система громкой связи для мобильных устройств и корпоративное радио обеспечивают бесперебойную связь.
Каталог критериев проверок, естественно, также включает в себя состояние транспортных средств, оборудование для обеспечения безопасности и профессиональный и соответствующий ремонт. Мы проверяем соблюдение установленных законом интервалов проверок и сообщаем о событиях, дефектах и повреждениях автомобиля.
Великобритания. Каждый, кто хочет стать водителем такси, должен пройти практический экзамен. Экзамен проводится с присутствием экзаменатора на борту транспортного средства. Прежде чем подать заявку на практический экзамен, сначала необходимо сдать экзамен по теории водителей такси. Во время теста кандидат проходит практический тест по вождению автомобиля как по сельским, так и по городским дорогам. Кандидат должен управлять автомобилем на маршруте не менее часа. Кандидат должен убедить экзаменатора в том, что: у него есть навыки по управлению автомобилем; что кандидат знает и разбирается в стандартах безопасности дорожного движения и в состоянии применять их на практике; хорошо управлять такси с учетом комфорта и безопасности пассажиров.
Подготовка к экзамену по требованиям к водителю такси производится по разработанной инструкции. Данное руководство содержит подробные профессиональные рекомендации по безопасному вождению такси. Которая обязывает водителя общественного транспортного средства, взять на себя ответственность за безопасность ваших пассажиров, каждый из ваших пассажиров полагается на вас, чтобы безопасно доставить их к месту назначения. Отправной точкой для профессионального водителя является правильное отношение и подход к вождению, а также глубокое знание безопасных, современных методов вождения. Вы должны установить, например, проявляя вежливость и внимание к другим участникам дорожного движения, и делайте скидку, оставаясь спокойными и игнорируя ошибки и ошибки других водителей. Профессиональный водитель будет обладать глубокими знаниями теории вождения в сочетании со способностью применять эту теорию экспертным образом. Это руководство содержит руководство по обучению вождению такси и подробную информацию о периодическом обучении, которое вы должны пройти, чтобы сохранить свою лицензию такси. В дополнение к изучению данного руководства вы должны ознакомиться с публикациями, изложенными в список рекомендуемого чтения приведен в конце данного руководства. Этот список включает в себя "Официальное руководство DVSA по вождению – основные навыки", которое поможет вам достичь лучшего понимания навыков и установок, которые в совокупности способствуют повышению стандартов вождения. В это руководство включена информация, которая поможет вам подготовиться к теоретическим и практическим тестам, а также информация о ваших обязанностях после получения лицензии такси. Он также содержит советы и информацию о других аспектах работы профессионального таксиста, включая некоторую информацию о тесте транспортного средства такси.
Вопросы с несколькими вариантами ответов проверят знания кандидатов в области безопасности дорожного движения и работы таксистом и основаны на следующих широких тематических областях:

  1. дорожные процедуры и обязанности, экологически безопасное вождение и окружающая среда.
  2. дорожные знаки и сигналы, уязвимые участники дорожного движения, знание механики.
  3. здоровье и безопасность, юридическая ответственность, безопасная загрузка автомобиля.
  4. забота о клиентах, перевозка уязвимых пассажиров, безопасность и комфорт пассажиров. 

Проходной балл для вопросов с несколькими вариантами ответов составляет 80 из 100. Однако кандидат должен показать, что обладаете обширными знаниями во всех областях, набрав не менее 18 баллов в каждой из четырех областей, перечисленных выше.
У соискателя лицензии на деятельность в такси не должно быть судимости. Закон требует, чтобы все водители такси были «годными и достойными» людьми, имеющими лицензии. Наличие судимости не обязательно помешает вам иметь лицензию водителя такси, однако, если вы были осуждены за серьезное правонарушение, вы можете не иметь права иметь лицензию до тех пор, пока не пройдет не менее трех лет с даты осуждения или, в случаях, когда имеется наказание в виде лишения свободы, освобождение из тюрьмы. Каждый приговор рассматривается отдельно с учетом наложенного штрафа и любых смягчающих его факторов. Некоторые примеры серьезных обвинительных приговоров касаются преступлений, связанных с наркотиками, огнестрельным оружием или взрывчатыми веществами, кражами со взломом, мошенничеством, сексуальными преступлениями или любыми преступлениями, связанными с насилием, такими как ранение или нападение, обычное нападение, угрозы убийством или домогательства. Наконец, не должно быть и серьезных проблем со здоровьем.
Министерство транспорта ранее определило свою позицию за введение обязательных требований к таксистам и агрегаторам. В министерстве настаивают на необходимости установить требования ко всем участникам рынка таксомоторных перевозок, в том числе к службам заказа легкового такси, процедуре их допуска на рынок и контроля за их деятельностью, как пояснили "РГ" (Российской газете) в министерстве. "Целесообразность принятия нового федерального закона, направленного на урегулирование указанных вопросов, безусловна", - заявили в министерстве.
По оценкам специалистов, в сфере такси занято около двух млн водителей, периодически используют этот вид транспорта примерно 60 млн человек. Объем рынка только в Москве и Подмосковье составляет около 100 млрд рублей в год, из которых на долю агрегаторов приходится примерно 20 млрд. Достаточно серьёзный финансовый актив за который имеет смысл бороться.
Внесенный в Госдуму в 2018 году законопроект так и застрял в первом чтении. В нем предлагалось оснастить автомобили тахографами, таксометрами и контрольно-кассовой техникой, а для водителей ввести обязательный стаж не менее трех лет. Этот же законопроект предполагает, что агрегаторы должны проверять у водителей и разрешения на услуги такси на основе специальных реестров, но те выступили против.
Агрегаторы ратуют за отсутствие избыточных законодательных требований к водителям, по данным переговоров на Международном Евразийском форуме "Такси" (МЕФТ). А это может коснуться, в частности, такого положения, как отсутствие у водителей такси судимости по тяжким статьям. 
Тема такси в последнее время приобрела особую социальную значимость, так как аварийность в секторе растет, а пассажиры, попавшие в аварии, не могут получить компенсацию, говорит руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта (ОНФ) "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов. Распространены поддельные водительские удостоверения. Если контроль над рынком полностью передать агрегаторам и ограничить их ответственность, отрасль ждет крах, поскольку это приведет к разбалансировке рынка, указывает он.
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Калашников считает, что в России необходимо создать регламент приема таксистов на работу. При этом такси является общественным транспортом, и безопасность пассажиров должна стоять на первом месте. Депутат предлагает создать регламент приёма водителей на должность таксистов. Об этом он заявил на фоне опубликованных, 3 апреля, данных ГИБДД, согласно которым за последний год число погибших в ДТП с такси выросло на 20%.
Депутат выразил уверенность, что ужесточение наказания за аварии, в частности, увеличение штрафов, не искоренит проблему. «Должны быть сформулированы необходимые разумные требования, которые предусматривают нормальную квалификацию таксиста, его эмоциональное состояние»
Рассмотреть точки зрения разных сторон намерены в профильном комитете Госдумы. Законопроект будет принят, как только удастся проработать все нюансы, пояснил "РГ" зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. Все участники этого процесса должны нести солидарную разграниченную ответственность.

Источник: эксперт Г. В. Чугаев. 

#безопасность #судебнаяэкспертиза #эксперт